Previous Entry Share
Руководителю Роспотребнадзора
eco_chemistry
Руководителю Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Поповой Анне Юрьевне

Уважаемая Анна Юрьевна!

Мы, группа экспертов, экологов и гражданских активистов, просим Вас рассмотреть наши замечания по работе Роспотребнадзора и наши предложения, которые могли бы значительно повысить результативность работы Роспотребнадзора с обращениями потребителей и дать возможность гражданам оказывать реальную помощь Роспотребнадзору.

  Не будет для Вас новостью известие о том, что на прилавках магазинов в обилии представлены товары сомнительного качества, товары, откровенно не пригодные к употреблению и товары, которые могут нанести вред здоровью человека. Так называемый фальсификат. Последний трагический пример - отравление со смертельным исходом метанол-содержащим продуктом в Иркутске, унесшим жизни 78 человек. Такие товары имеются не только в мелких магазинах, их достаточно и в крупных известных торговых сетях. Но почти нет практических механизмов, которые бы защищали нас, потребителей от недоброкачественной продукции. Если в магазине или на рынке мы по неведению покупаем некачественный товар, заявленные характеристики которого разительно отличаются от его качеств, непригодный к использованию или опасный для здоровья, то всё, что мы можем сделать, это сообщить о негодности товара администрации торговой точки. Реакции властей, в том числе Роспотребнадзора, стоит ожидать только в случае экстраординарных событий, наступивших вследствие использования купленного товара, например, в случае массового отравления суррогатным алкоголем со смертельным исходом (причем обязательно со смертельным и обязательно массовым, в противном случае реакции не будет).

Очень частый случай, когда указанный на этикетке состав пищевого продукта имеет с ним мало общего и на вкус несъедобен или даже может вызвать пищевое отравление. Изготовление и реализация такого фальсификата, является обманом потребителя и мошенничеством, уголовно наказуемым. Но обращение граждан в органы Роспотребнадзора по поводу выявления недоброкачественной продукции практически не приводит к полезным результатам.

Допускается оставить жалобу на продавца или производителя. Но только жалобу, образцы недоброкачественного товара органы Роспотребнадзора не принимают. Длительное время эта жалоба рассматривается, далее назначается проверка, которая может начаться спустя месяцы после поступления жалобы. За это время сомнительный товар весь распродается и инспекция Роспотребнадзора ничего не выявляет. Более того, внезапные инспекции сейчас не практикуются, предприятия должны быть предупреждены о проверке заранее, что недобросовестным продавцам позволяет скрыть недоброкачественную продукцию. Возникает курьезная ситуация – мы можем приобрести в ларьке алкогольный суррогат, частным порядком в лаборатории обнаружить в нем десятки процентов метанола, и дальше ничего не сможем сделать для спасения людей. В полиции заявление примут только тогда, когда кто-нибудь умрет или хотя бы окажется в больнице с острым отравлением после приема жидкости. Потому что заявлять о наличии яда в ней мы имеем право лишь после того, как кто-нибудь им отравится или содержание метанола констатирует Роспотребнадзор, который наше заявление будет рассматривать месяц, а потом еще месяц проверять, заранее предупредив владельца ларька.

Другая курьезная ситуация – продают некий фальсификат, предположим, консервную банку, на этикетке которой указано, что в составе продукта икра дорогого вида рыбы, соль, специи. А на самом деле там несъедобное и мало чего с икрой имеющее общего месиво. В соответствии с ФЗ-277 от 03.06.2006 обманутый потребитель первоначально обязан обратиться в место, где он приобрел фальсификат. Если это небольшой магазинчик, то передать его директору или владельцу жалобу с соблюдением необходимых формальностей, так, чтобы владельцем был официально зафиксирован факт передачи жалобы, он, скорее всего, физически не сможет. Если это крупный магазин, то жалобу примут, но жалобщику заявят, что его заявление будет рассмотрено в течение месяца или более, и вся сомнительная партия за этот срок может быть продана. Если же все-таки дело каким-то образом дойдет до внеплановой проверки, то если инспектор Росприроднадзора не обнаружит в продукте ни БГКП, ни прочей патогенной флоры, то предъявить претензии к производителю и реализатору такого продукта он не сможет, поскольку у него есть полномочия наказывать только за кишечную палочку. А между тем налицо факт нарушения прав потребителя, отстаивать которые и призван Роспотребнадзор, и мошенничества в крупном размере.

Роспотребнадзор главный акцент в проверках делает на выявление продуктов, опасных для здоровья. И почти не обращает внимание на фальсификат, если он не представляет опасности для здоровья человека. По нашему мнению, такой подход не верный. Роспотребнадзор, стоящий на защите прав потребителей, обязан бороться с любым фальсификатом, даже годным у употреблению.

Известно, что Роспотребнадзор постоянно производит выборочные проверки пищевой продукции в различных магазинах. Два года назад в одном из гипермаркетов Ашан в рамках такой проверки было обнаружено наличие конины в мясном фарше, и после этого были приняты меры к продавцу и производителю этого фарша. Но почему-то крайне редки, если они вообще есть, случаи, когда за несоответствие состава продукта ГОСТу, ТУ и заявленным характеристикам к нарушителю принимались меры по обращению граждан.

Мы понимаем, что одна из главных причин этого в несовершенстве законодательной базы. Мы знаем, что Роспотребнадзор предложил дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей, предполагающей введение штрафов для предпринимателей за сбыт фальсифицированных продуктов. Согласно законопроекту, за производство, ввоз или реализацию фальсифицированной пищевой продукции бизнесмены в России могут быть привлечены к штрафам от 30 тыс. руб. до 1 млн руб. с возможной конфискацией продуктов. Мы полностью поддерживаем эту законодательную инициативу Роспотребнадзора, но хотим внести поправку:
Продавая фальсификат, производитель и продавец совершают мошенничество, ведь покупателя не только вводят в заблуждение относительно качества продукта, но и берут с него плату как за качественный продукт, тогда как реальная стоимость фальсификата намного ниже предлагаемой цены, а полезная стоимость порой вовсе нулевая. Если медные подделки продадут под видом и по цене золотых изделий, всем будет очевиден факт мошенничества и нарушителя в случае его задержания ожидает уголовное наказание. Но ведь продажа маргарина под видом и по цене сливочного масла по сути точно такое же мошенничество! Поэтому, по нашему убеждению, производитель и продавец фальсификата должны нести уголовную ответственность за мошенничество по отношению к покупателям, а покупатели должны иметь право на возврат средств за фальсификат и компенсацию понесенных в связи с приобретением фальсификата расходов (причем не только материальных, таких как транспортные, но и временнЫх, связанных с тратой рабочего времени на разбирательства).




Также считаем, что в Роспотребнадзоре должны быть разработаны четкие ведомственные инструкции, позволяющие уполномоченным сотрудникам Роспотребнадзора применять меры к производителям недоброкачественной продукции после обращений граждан.


Мелочью на фоне продажи опасных или просто несъедобных продуктов кажется реализация контрафактной продукции, хотя подделка известных брендов это тоже преступление, это тоже обман потребителя, который может привести к существенным материальным потерям и тоже должна обращать на себя внимание Роспотребнадзора. Однако контрафактной продукцией занимаются в основном силовые органы, задача которых пресечь незаконную предпринимательскую деятельность, а защита прав обманутых потребителей в их сферу деятельности не входит. Фактически получается, что при выявлении контрафактной продукции гражданам некуда обращаться за защитой своих прав потребителя (для возврата денег, принятия мер для прекращения торговли контрафактом и т.д.). Ведь в полицию гражданин не пойдет с мешком поддельной строительной смеси дорогого бренда или банкой поддельных латвийских шпрот, и в Роспотребнадзоре ему в настоящее время также ничем не смогут помочь.

Мы предлагаем:
1)           Принимать от граждан не только жалобы, но и образцы продукции для анализа.
2)           В случае, если жалоба содержит подозрение на реализацию продуктов, представляющих серьезную опасность для жизни и здоровья граждан, приступать к рассмотрению таких жалоб и принятию мер немедленно.
3)           Роспотребнадзору разработать и предложить законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за изготовление и реализацию фальсифицированной продукции и возможность получения компенсации потребителям за приобретенный фальсификат. Мы не требуем жестких наказаний производителям и реализаторам фальсификата, но по нашему мнению очень важно признание на законодательном уровне мошенничеством производства и сознательной реализации фальсифицированной продукции. А мошенничество это уголовно наказуемое деяние.
4)           Также разработать и внедрить инструкции, которые позволяли бы инспекторам Роспотребнадзора по жалобам от потребителей принимать меры к нарушителям закона, производящим и реализующим недоброкачественную продукцию, то есть, фальсификат. Не только опасную для жизни, но и не соответствующую заявленным характеристикам продукцию низкого качества либо вообще не пригодную для употребления.
5)           Разработать и внедрить законодательные акты и инструкции, которые бы позволяли сотрудникам Роспотребнадзора по обращению граждан применять меры к продавцу контрафактной продукции и пресекать ее реализацию.

Хотелось бы, чтобы наши предложения были услышаны.

Руководитель Химико-Экологического Центра «Эхо»
Рейнов Михаил Викторович

Координатор Общественного Движений «Моссовет»
Махов Владимир Викторович


 

?

Log in